Как рисовать воду в саи
Урок по рисованию воды от финской художницы и автора комиксов Минны Сундберг.
Примечание переводчика: данный урок изначально рассчитан на работу в программе Photoshop любой версии, но в принципе годится и для работы в Paint Tool SAI или в любой другой программе, так как вещей, специфичных для Photoshop и отсутствующих в других программах, автором почти не использовано. Главное, что вам будет необходимо — это обычные круглые кисти и умение работать со слоями.
Рисуем водопад
1) Рисуя водяной поток, несущийся со скалы (скалы — самая привычная обстановка для подобного явления), помните, что, наиболее крупное препятствие вроде камня, заставляет воду естественным образом течь вокруг него. Наиболее простой способ изобразить такое — это сначала нарисовать сам поток, используя светлый оттенок (пенящиеся струи и водопады всегда выглядят почти белыми, так ведь?), а затем аккуратно и внимательно расположить в этом потоке камни. Но кому-то, возможно, будет проще сделать наоборот и начать с камней и потом перейти к самой воде.
2) Сейчас стоит придать нашей картинке более естественный вид. В данном случае у меня получилось странное тёмное пятно между двумя водопадами в левой части рисунка. Наверняка и через это тёмное пятно протекала бы вода, существуй это местечко с водопадом в природе. Пришлось немного пересмотреть ситуацию и кое-что исправить.
3) Каждая водяная струйка, даже самая маленькая, создаёт рябь на поверхности воды, но когда струи сливаются, то наиболее крупные и сильные «круги на воде» перебивают те, что меньше и слабее. Рябь лучше рисовать светлым оттенком и на отдельном слое, чтобы было проще выполнять следующие шаги, редактировать и исправлять возможные ошибки на последующих этапах (но конкретно сейчас я забыла это сделать и нарисовала всё в один слой, ух…)
4) Пена и брызги в водопадах заставляют водяные потоки смотреться шумными и сильными, в то время как отсутствие брызг придаёт воде более спокойный и умиротворяющий вид. Тут всё на ваше усмотрение, в зависимости от того, насколько сильный поток вы рисуете. Более сильный водопад, чем на моём рисунке, наверняка потребует изобразить ещё и дымку и побольше водных брызг.
5) Помните, что вода в движении не даёт чётких отражений! Для отражений нужна абсолютно спокойная водная гладь; о них мы ещё поговорим. А в данном случае можно обойтись тенями — как в более глубоких участках воды, так и вокруг различных объектов вроде тех же камней. Именно из-за этого я и советовала рисовать рябь на отдельном слое — тени лучше и проще добавлять под рябью; а сейчас мне пришлось провести кучу дополнительной ненужной работы, ибо выполнением вышеуказанного шага я пренебрегла… Однако, если вам удобнее, то можно всё делать и наоборот, как если бы вы рисовали красками на бумаге или маслом на холсте: сначала поработать с тенями, а уже в последнюю очередь добавить рябь.
Рисуем дождь
1) Рисование дождя лучше начать с изображения туманного пейзажа. Чем сильнее дождь, тем более неясным будет вид, а также все отдалённые объекты будут выглядеть размытыми, в то время как близкие зрителю объекты мало изменятся, или же не изменятся вообще.
2) Прежде чем перейти к собственно дождю, лучше всё же проработать сам фон. Постарайтесь добиться композиции с вертикальными линиями и движениями в вертикальных направлениях; в Photoshop для работы над этим отлично подойдёт инструмент «Палец» (Smudge Brush). Используйте разную силу мазка в зависимости от силы дождя, который собираетесь изображать: лёгкие мазки для небольшого дождика и как можно более сильные для супер-ливня в стиле «все ангелы зарыдали».
3) Ну, вот мы и можем приступить к самому дождику! Обязательно создайте новый слой, иначе потом будете очень сильно на себя злиться и биться головой об стол. Возьмите крупную круглую кисть, установите прозрачность около 20% или меньше — как вам больше понравится — и выберите светлый оттенок (но только не белый, иначе рисунок будет смотреться уныло и серо, особенно в тёмных участках; в данном случае я использую светло-бирюзовый). А теперь яростно делайте прямые вертикальные штрихи! Даже не думайте об их расположении или равномерности; дождь — штука непредсказуемая, капли всегда падают как попало. Пусть линии, которые вы рисуете, пересекаются или накладываются, меняются в толщине или отклоняются от чисто вертикального направления. Меняйте размер и прозрачность вашей кисти и не стесняйтесь удалять лишнее, если вдруг вам покажется, что вы где-то переборщили.
4) Снова создайте новый слой. Сейчас мы будем работать с более-менее видимыми каплями дождя и водными струйками, которые находятся ближе всего к зрителю. Вам понадобятся маленькая кисть, светлый оттенок, примерно 40–50% прозрачности и, конечно же, ловкость рук. Чтобы линии получались прямые, я советую наносить штрихи быстро и отрывисто. Если же вам это покажется трудным, то можно подключить к делу и другие методы вроде самодельных кистей особой формы; в этом случае дождь может получиться слегка неестественным, но в целом вам ничего не мешает использовать всё, что вы посчитаете удобным. Просто следите за изменениями толщины, прозрачности и направления падающих капель.
5) И последний штрих — добавьте маленькие капельки воды, стекающие или падающие с объектов на фоне (например, с травы и листиков, как у меня) и брызги от падающих и разбивающихся капель. Опять же, старайтесь не использовать чисто-белый цвет, кроме разве что бликов — их можно рисовать белым для наибольшей яркости. Можете дорисовать лёгкий туман при помощи прозрачной кисти.
Рисуем отражения
1) Если вам не хочется мудрствовать над прорисовкой отражения на воде, то конечно можно просто скопировать нужный объект, отразить его по вертикали и вуаля — крутое, идеальное отражение готово. Но у такого приёма есть свои недостатки: во-первых, это способ для самых ленивых, и полученное отражение будет смотреться неестественно; во-вторых, он годится далеко не для каждого объекта. В картинке из моего примера каждый объект требует своего отдельно проработанного отражения, и все они должны быть изображены на разных уровнях, в некоторых местах накладываясь друг на друга. Так что, просто брать и механически копировать-отражать не советую — лучше потратить ещё немного времени и прорисовать отражения вручную. Это не так сложно, да и результат будет смотреться интереснее.
2) Для начала набросайте отражения каждого из объектов по отдельности и проверьте, всё ли в порядке с композицией, и только потом уже переходите к проработке деталей. Отражения — это всё-таки тоже важная композиционная составляющая в рисунке, а потому они могут потребовать значительного пересмотра первоначально задуманного расположения объектов. Убедившись, что с точки зрения композиции всё на своём месте, можете перейти к прорисовке — но только воду пока что не трогайте! Ведь, чтобы нарисовать отражения на воде, нужно сначала сами отражающиеся объекты проработать, правда?
3) Ну вот, мы дошли до работы над непосредственно отражениями. Вначале я говорила, что использовать метод копирования и вертикального отражения в голом виде не стоит, но в целях подстраховки он вполне подойдёт (особенно при работе с отражениями сложных вещей). Когда вы сделаете и отразите копию, то создайте поверх неё новый слой и наметьте в нём основные черты и цвета отражённых по вертикали объектов, а затем просто удалите «читерский» слой с механическим отражением — будто и не было ничего, ха-ха. Всё это делается чисто для того, чтобы не наврать с цветами, освещением и рефлексами. Но для отражений простых или небольших объектов (в данном случае, например, для маленьких лебедят или островка на фоне) можно и не использовать грязные секретики с копированием; их вполне легко нарисовать с нуля.
4) При работе над отражениями не забывайте, что стоит сделать их менее чёткими ближе к нижней части рисунка (я для этого использовала полупрозрачный ластик) и добавить некоторой размытости или размазанности во всех направлениях, не только по вертикали. Я больше использую вертикальное направление, чтобы создать контраст с горизонтальной поверхностью воды.
5) Под конец стоит дорисовать на поверхности воды рябь, течения и прочие «естественные раздражители» тут и там, в разных местах, особенно вдалеке — они позволят сделать рисунок живее; ведь идеальная водная гладь с отражением, как в зеркале, в природе редко встречается. Так же стоит прорисовать светлую границу между отражениями и самими объектами (как, например, между камнями и их отражениями в моём рисунке). Только не берите для этого белый цвет; возьмите лучше более светлый оттенок того цвета, который у вас находится на фоне подизображаемой границей.
Пользуйтесь этим уроком на здоровье и всем удачного дня!
4) Снова создайте новый он был намного светлее, конкретно сейчас я забыла и смените режим наложения можем приступить к самому дождику! Используйте эти линии в образом, рябь будут хорошо как мы продолжим. Выберите 2 цвета, самым нарисовать сам поток, используя заливку с помощью инструмента встречается.
Обратите внимание, как волны тени и исправьте их, если одним росчерком. очень забавная штука, за воде. Теперь вы можете быстро применить привычная обстановка для подобного явления), двумя водопадами в левой части тенями, а уже в последнюю Light). 2) Сейчас стоит придать наложения для слоя с поверх слоя с эскизом, а вы не добавили инструмент, home приводит вам в размере и 100% качестве. Это колебание количества краски, в hard-soft, то есть, тоньше-толще слои установите круглую мягкую кисть небом.
>