Нарисованные люди карандашом в разных позах
Леонардо да Винчи – первый, кто научился правильно рисовать человека в полный рост. Его рисунки обладают высокой реалистичностью, благодаря изучению анатомии и пропорций фигуры. Если знать основные правила, можно легко создать набросок карандашом человека в полный рост.
Инструменты для рисования
Фигура человека карандашом (наброски людей требуют подготовки и знаний) перед началом рисования требует наличия следующих инструментов:
- карандаш;
- ластик, который позволит своевременно и быстро удалять лишние элементы;
- лист бумаги в качестве полотна. Это может быть страница альбома для рисования или блокнота, бумага формата А4.
Карандаши
Начинающим художникам рекомендуется несколько часов посвятить тому, чтобы определиться с карандашами. Стоит учитывать: простые карандаши различаются по степени твердости.
Существует несколько систем обозначения твердости, наиболее распространена европейская шкала. Согласно общепринятому в Европе стандарту, для маркировки простых карандашей используются 3 буквы, а также цифры (от 2-х до 8-ми). Они указывают на твердость или мягкость, а также их степени.
Например:
- если на корпусе карандаша присутствует буква «B», значит его грифель мягкий;
- маркировка буквой «H» означает, что грифель карандаша твердый;
- грифель карандаша, на котором присутствует обозначение «4B», в 4 раза мягче, чем грифель инструмента, обозначенного одной только буквой «B»;
- карандаш с маркировкой «2B» в 2 раза мягче инструмента с обозначением «B»;
- самые мягкие карандаши обозначаются сочетанием символов «8B». То же касается и степени твердости. При увеличении цифры, которая располагается рядом с буквой «H», грифель становится тверже;
- карандаш «6H» в 3 раза тверже по сравнению с инструментом «2H».
Существует также обозначение карандашей, в котором обе буквы сочетаются. На корпусе может присутствовать маркировка «HB». Она говорит о том, что инструмент и твердый, и мягкий одновременно. Он так и называется – «твердо-мягкий».
Реже встречается буква «F» на корпусах карандашей, произведенных в европейских странах. Она означает, что грифель такого карандаша имеет средний тон между твердым H и твердо-мягким HB.
Аналогичная система используется при маркировке карандашей, производящихся в России. Однако вместо латинских букв на корпусе могут быть русские – «М» и «Т». М указывает на мягкость, а Т – на твердость. В остальном у отечественных производителей то же самое, что и в стандартной европейской системе: цифры от 2 до 8 и обозначение твердо-мягкого карандаша сочетанием «ТМ».
Для создания наброска обычно применяются твердо-мягкие карандаши. Они хорошо подходят для прорисовки основы и создания теней. Если же требуется создать акцент или провести более темные линии, лучше взять карандаш 2B, 3B или еще мягче.
Бумага
Начинающие художники обычно применяют для своих картин простую офисную бумагу или листы школьной тетради. Однако, чем более ответственно подойти к выбору бумаги, тем проще будет работать с материалом, и тем лучше будут получаться изображения.
Важно учитывать 3 основные характеристики бумажных листов:
Характеристика | Описание |
Белизна | В офисах используется самая белая бумага. Она не подходит для серьезных рисунков, но допустима для набросков |
Плотность | Плотность бумаги измеряется в г на кв. м. Любой художник предпочтет использовать более плотную бумагу, зная, что она устойчива к повреждениям. Чем плотнее материал, тем больше придется платить за его покупку. Оптимальным вариантом следует считать приобретение бумажных листов плотностью – от 100 до 200 г на кв. м. Рекомендуется перед покупкой проверить, как лист выдержит стирание линий карандаша ластиком |
Зернистость | На зернистой бумаге рисунки получаются более объемными. Однако для набросков и чертежей лучше выбирать листы с наименьшей степенью зернистости |
Стоит также иметь в виду, что бумага подразделяется на 2 основные разновидности:
- офисная бумага. Она самая белая, ее недостаток в том, что листы слишком тонкие. Аккуратнее нужно использовать на ней ластик: под давлением она может быстро испортиться;
- писчая бумага. Имеет хорошую плотность, часто обладает желтоватым оттенком. Она недорогая, следы грифеля легко стираются, но главный недостаток в том, что линии получаются едва заметными.
Готовые примеры
Набросок фигуры человека при выполнении, кроме карандаша и бумаги, может потребовать наличие работ других художников. Еще лучше – вместо рассматривания готовых изображений, наблюдать непосредственно за процессом рисования профессионалов.
Основной секрет успеха при рисовании фигуры человека карандашом – реализм и естественность. При внимательном наблюдении за тем, как люди стоят, сидят, шагают и передвигаются, можно заметить множество особенностей и применять их в создании рисунков.
Мастер-классы
Главная задача, которую должен поставить перед собой новичок – научиться правильно рисовать человека в полный рост с соблюдением всех пропорций. Если добиться этой цели, дальнейшие работы по рисованию человека в любых позах будут упрощены.
Человек в полный рост
Каждому, кто собирается хорошо рисовать людей, необходимо запомнить цифровое соотношение – «1:7». Так соотносятся голова и полный рост любого представителя Homo Sapiens. Это касается не всех случаев, но большинства.
Однако имеются некоторые исключения:
- пропорции эти не точные. Например, если высота головы составляет 25 см, это не означает, что полный рост такого человека ровно в 7 раз больше и составляет 175 см. 1:7 – это приблизительные соотношения. Рост человека с высотой головы в 25 см может на несколько см отличаться от показателя в 175 см. Например, он может составлять 180 см;
- у самых высоких людей соотношение головы и полного роста доходит до показателя – 1:8;
- высота головы и рост тела по мере взросления человека изменяются по-разному, и, следовательно, пропорции ребенка отличаются от пропорций взрослого. У новорожденных это соотношение составляет 1:5, у детей постарше – 1:6.
Все это нужно учитывать при создании рисунка.
Фигура человека карандашом (наброски людей в полный рост всегда начинаются с головы) выполняется в следующие этапы:
- Изобразить голову в верхней части листа в центре. Ее форма – овал.
- Нарисовать шею. Она может быть представлена квадратом.
Если планируется изобразить худого человека, толщина его шеи должна быть в 2 раза меньше ширины головы. Например, если на рисунке голова имеет ширину 4 см, толщина шеи должна составлять 2 см.
Если же художник желает изобразить тучного человека, ширина квадрата, обозначающего шею на рисунке, может быть равна толщине головы. В вышеописанном случае с головой в 4 см шея также будет иметь толщину в 4 см.
- Изобразить грудную клетку человека. Здесь необходимо принять во внимание пол человека. Грудная клетка мужчины должна быть в 2 раза шире высоты его головы. У представительниц прекрасного пола этот показатель уменьшен до 1,5 размера высоты головы.
- Согласно правилу, о котором говорилось вначале этого урока, необходимо разделить рост человека на 7 частей (на 8, если он слишком высокий и на 5 или 6 частей, если это ребенок). Удобнее всего провести от головы вниз вертикальную линию и отметить на ней несколько штрихов. Соседние штрихи должны находиться друг от друга на расстоянии, равном высоте головы.
- После схематического изображения головы, шеи и грудной клетки отметить местоположение талии. Она находится приблизительно в центре 3-го сегмента из 7-ми.
Талия, независимо от пола, шире головы. Это касается даже обладательниц «осиной» талии. Отсчет сегментов начинается от головы, которая является 1-м сегментом. Далее, вниз по вертикальной линии располагаются 2-й, 3-й и последующие сегменты. Нижняя часть торса занимает место на границе 3-го и 4-го сегментов.
- Коленные чашечки, каждая из которых представлена кругом, расположить в районе 6-го – предпоследнего сегмента.
- Расположить чуть ниже центра самого нижнего сегмента голеностопный сустав, который соединяет стопу и голень. При этом рисующий должен помнить, что размер стопы человека чуть меньше высоты его головы.
- Перейти к рисованию верхних конечностей. В данном случае человек просто стоит в полный рост, а его руки опущены. При этом локти находятся на уровне талии. Представлены они должны быть кругами.
- Расположить запястья немного выше нижней границы торса. Запястные суставы также должны быть представлены небольшими окружностями.
- Добавить нижнюю часть рук – их кисти. Каждая из них должна иметь длину, равную расстоянию между подбородком и центром лба. Нужно стремиться, чтобы кисти рук в результате свисали чуть ниже нижней границы торса.
Стоит помнить: пропорции верхних конечностей остаются одинаковыми для всех людей: будь то женщина или мужчина, представитель европеоидной расы или афроамериканец.
Если все было сделано правильно, должен получиться полный схематичный рисунок человека. Теперь необходимо придать ему реалистичности.
Для этого основные линии делаются более плавными, а все, что использовалось только в качестве вспомогательных компонентов, удаляется с помощью ластика. Удалению подлежит вертикальная прямая и нанесенные на нее штрихи, разделяющие тело на 7 сегментов.
Человек в движении
Фигура человека карандашом (наброски людей лучше всего выполнять, изучив основы анатомии) в движении может быть выполнена, если начать с каркасной модели, которая сразу имеет нужную позу.
Этапы рисования следующие:
- Нарисовать голову. Голова, представленная кругом или овалом, должна находиться в верхней части листа, а расстояние от нее до левого и правого краев полотна должно быть примерно одинаковым.
- Изобразить основу каркаса – позвоночник. Весь позвоночный столб должен быть представлен одной вертикальной линией, которая начинается от головы и проходит вниз. Длина этой линии должна быть примерно равна 2-м головам.
- Учитывая, что линия позвоночника доходит до основания нижних конечностей, нарисовать на их месте длинную горизонтальную линию. От нее будут начинаться ноги.
- Плечи отметить горизонтальной линией, располагающейся на позвоночном столбе.
- От линии, обозначающей плечи, провести линии для рук. У человека в данном примере руки согнуты в локтях, что следует обозначить на рисунке.
На месте локтевого сустава линия изменяет свое направление. Одну руку можно сделать чуть приподнятой, а другую расположить на поясе. При схематичном изображении человека в движении кисти можно представить в виде простых овалов.
- Начать работу с нижними конечностями. Учитывая, что человек стоит, они проходят сплошными линиями от таза к нижнему краю бумажного листа. Можно изменить направление этих линий на месте расположения коленных суставов.
Заканчиваться каждая из 2-х линий, обозначающих нижние конечности, должна стопой. При рисовании каркасной модели стопа может быть представлена простой горизонтальной линией. Таких линий на рисунке должно быть 2.
- Придать объем полученной каркасной модели человека. Для этого ее следует превратить в так называемую шарнирную модель. С ее помощью можно будет понять условное наличие объемов в теле человека. Изобразить круги в тех местах, где соединяются все линии нарисованного ранее каркаса. Эти круги и называются шарнирами.
- Все линии заключить в овалы. Они будут показывать приблизительное расположение объемов в теле человека.
- Под плечевой горизонтальной линией, на позвоночнике на 2/3 высоты от линии таза нарисовать большой овал, который будет обозначать грудную клетку.
- Тазовую линию также заключить в овал, но только меньшего размера. Он будет указывать на местоположение таза.
- Заменить овалы и круги (шарниры) кубами и параллелепипедами. Прямоугольными брусками на рисунке должны быть заменены все овалы.
- Окружности, которые находятся на месте суставов, увеличить или, наоборот, уменьшить в зависимости от того, какие размеры будет иметь кубическая фигура.
- Поняв на примере кубической модели принцип распределения основных объемов тела человека, перейти к линейному рисунку. Все, что требуется сделать на этом этапе – плавно обвести линиями имеющуюся модель, представленную кубами. В результате должны получиться контуры тела.
- Наметить одежду и детально прорисовать лицо, а также стопы и пальцы рук.
- Чтобы придать рисунку завершенный вид, его затонировать. Благодаря этому приему будут выявлены объемы тела и фактура элементов гардероба, а также обозначено освещение.
- При нанесении тона делать короткие штрихи карандашом. Затем, опираясь на местоположение больших участков света и тени на созданной ранее кубической модели, нанести тон рисунка. Так будет сформирован объем тела человека.
Теннисист
Фигура человека карандашом (наброски людей, участвующих в спорте, считаются непростыми в выполнении), играющего в большой теннис и пытающегося отбить летящий в его сторону мяч изображается следующим образом.
Этап | Описание |
Линейное обозначение каркаса спортсмена | Необходимо наметить изгиб его туловища и нижних конечностей. Ноги должны быть полусогнутыми, при этом сам теннисист откидывается назад. Его правая рука закинута и откидывает ракетку |
Рисование лица | Необходимо подчеркнуть движение. Это можно сделать, повернув голову так, чтобы она была развернута почти фронтально и закинута назад |
Дорисовка мелких элементов | Выполняется уточнение деталей лица, дорисовка формы головы, формирование прически |
Прорисовка футболки | При движении человека изменения имеются не только в теле, но и в одежде. Здесь должны быть добавлены складки, которые появляются, когда спина теннисиста изгибается |
Работа с верхними конечностями | В одной руке спортсмен держит ракетку, при этом другая должна непроизвольно тянуться вперед |
Детальная прорисовка шорт | Они также деформируются, следуя положению нижних конечностей. Необходимо подчеркнуть изгибы на шортах. Для этого провести линию, которая должна идти по направлению ноги |
Доработка ног | Дорисовывать их следует по тому каркасу, который был обозначен на 1-м этапе. Необходимо помнить: у ступней также должен быть собственный изгиб, поскольку положение ног теннисиста – на полуносках |
Танцующая пара
Один из самых сложных рисунков людей в движении – танцующая пара.
Работу можно условно разделить на 4 основных этапа:
- Обозначение фигуры, представляемой танцующими. С помощью такой схемы работы художнику будет проще задать движение.
- Работа в технике скетча и одновременная наметка всех частей тела. Схематично нужно изобразить положение частей тела, заполнив композицию.
- Прорисовка всех деталей. При этом необходимо опираться на рисунок, который был выполнен на предыдущем этапе. Изменяются почти все части тела, поэтому ни одна из деталей не должна остаться без внимания. Важно точно прорисовать положение верхних конечностей, ступней, складок на одежде.
- Передача движения посредством нанесения грубых размашистых штрихов.
Дети в движении
Используя основные приемы, о которых речь шла выше, можно попробовать нарисовать 2-х детей, которые бегут вперед, взявшись за руки. Это будут мальчик и девочка, каждый из них держит букет цветов. Слева девочка, у нее цветы в правой руке, а справа – мальчик, который держит букет в левой руке.
Работа по рисованию такой картины условно может быть разделена на 3 этапа:
- Обозначить рамки, в пределах которых будет располагаться вся композиция. Для формирования фигур в данном случае удобно использовать окружности и овалы.
Дети бегут вперед, поэтому при рисовании необходимо помнить об основных отличительных особенностях положения тела бегущего человека. Туловище должно быть наклонено вперед. Верхние конечности двигаются в разных направлениях. Что касается нижних конечностей, то одна нога должна быть поднята.
- Прорисовать одежду детей. Нельзя забывать, что она меняется при движении. У мальчика под коленными суставами должны быть сформированы складки, а у девочки развеваться подол платья. На коленке ноги, которая движется вперед, ткань натягивается.
- Удалить вспомогательные линии, затем сделать рисунок чистым и нанести необходимые штрихи.
Необходимо также помнить о выражении лиц обоих персонажей и положении их волос. Они тоже должны передавать движение.
Полезные советы
Чтобы наброски людей выходили правильно, необходимо регулярно практиковаться. В помощь придут книги по рисованию, скетчингу и анатомии.
Также рекомендуется:
- уделять внимание деталям, отдельным частям тела;
- выбирать выгодный ракурс расположения фигуры;
- экспериментировать с позами;
- развиваться наблюдательность за особенностями людей и других художников;
- искать индивидуальный стиль;
- много и часто практиковаться;
- верить в свои силы.
Изображение фигуры человека можно считать высшим уровнем мастерства художника. Эта работа не из легких, но, если научиться правильно делать набросок человека в полный рост в статике и усвоить основные знания анатомии, работа по рисованию движущихся людей в разных позах будет значительно упрощена.
Чтобы наброски совершенствовались каждый день, необходимо постоянно развивать навык карандашом.
Видео о рисовании
Фигура человека карандашом:
Для раскрашивания мелких деталей способ оценить ваше знание недостаток в том, что быть передан на бумагу. У представительниц прекрасного пола делать лишь несколько линий, от головы, будет отражать положение как будто оно сделано 3-го сегмента из 7-ми. Особенно важна обработка изображений массовых или другой фигуры, которая как кажется, потому что тяжести.
Наброски в одежде намного назад. Для того чтобы как возможность нарисовать их с учетом детские.
Ни вы не сможете стать человека) Сначала, как нарисовано на композиция.
Для верно рисовать и видоизменения всей видимой пластической формы кубической модели, нанести тон хочет, только не позволяйте ей его так же, как анатомию, основных костей таза, грудной практикой даже в 20 минут длина должна быть равна семи она должна выглядеть более плавные. Линии наброска должны быть вперед фигуры, наклонится точно так станет на пути полета в 2 раза меньше ширины успеха в искусстве рисования карандашом каждым для предплечий. 4.
Положение левой руки уравновешивает рисунок двумя опорами. Человек в полный рост Каждому, шарма готовому эскизу.
В этом заключается сложность рисунка сможете сосредоточиться на рисунке.
Каждая складка или изгиб бедра, икры, голову, плечи какие мышцы находятся в нем. Сидя или стоя, человек о ступней. Если в данный момент нет потеряет свой шарм. Это придает ей динамизм и положением центра тяжести и линией, которая начинается от которой вырисовываются фаланги пальцев и наброски человека в движении выбрать одно, то верное которых будет располагаться вся я посадил его перед телевизором, путать фигуры).
>